студии
история
новости
деятельность
ПОИСК
 
наша продукция
наши заказчики
партнеры ГДРЗ
как с нами связаться
на главную
| фото | 
Иван Васильвич Леонов, первый заместитель Генерального директора
ИСТОРИЯ ЗВУКОЗАПИСИ – ИСТОРИЯ СТРАНЫ...
Интервью первого заместителя Генерального директора ГТРК «Культура» Ивана Васильвича Леонова

Оказывается, звукозапись как лакмусовая бумага отражает состояние культуры и шире – самой страны. Знаменитый на всю страну Дом звукозаписи на Качалова пережил разные времена: в конце тридцатых – ударная стройка пятилетки, тогда было построено уникальное здание не знающее себе равных в Европе. Отсюда, из Дома на Качалова, звучали на всю страну голоса великих артистов, музыкантов, поэтов… Потом, в девяностые годы для ГДРЗ настали тяжелые времена… Два года назад Дом звукозаписи получил свое второе рождение – была создана Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Культура». На Малую Никитскую (бывшую улицу Качалова) переехал телеканал «Культура», здесь в рекордно короткие сроки был создан современный вещательный комплекс, откуда телеканал выходит в эфир. Здание ремонтируется, реконструируется по последнему слову техники.

О перспективах звукозаписи рассказывает первый заместитель Генерального директора ГТРК «Культура» Иван Васильевич Леонов.

- Каковы перспективные планы ГДРЗ?

- Если говорить о планах, то сейчас мы закончили техническую разработку проекта реконструкции Третьей и Пятой студии. Был проведен тендер среди крупнейших мировых фирм, занимающихся строительством и техническим оснащением студий звукозаписи. выбраны фирмы-партнеры, они предложили наиболее интересные технические и дизайнерские решения и подготовили проект строительно-реконструкторских работ. Подготовлен полный комплект технической документации. Проектировщик – американская фирма «Wolters Storic Dezign Group» совместно с нашими отечественными специалистами из фирмы I.S.P.A. Наш американский партнер – одна из крупнейших мировых фирм по объему производимых работ. На базе Третьей студии планируется создать современный аппаратно-студийный блок, состоящей из основной студии, где будут записываться литературно-драматические, музыкальные программы, и дополнительной студии, где можно будет записать, скажем, сцены для драматических спектаклей, происходящие на улице. Предусмотрена и возможность осуществлять дубляж видеопрограмм для телеканала «Культура». Когда планы по реконструкции этого аппаратно-студийного комплекса воплотятся в жизнь, у ГТРК «Культура» появятся новые дополнительные возможности записи на современном техническом уровне. Тоже самое относится и к реконструкции аппаратной Пятой студии.

- Известно, что это одна из крупнейших звукозаписывающих студий в Европе...

- Да. Ее большое преимущество по сравнению с аналогичными студиями в Европе состоит в том, что там можно проводить не только студийную запись музыкальных произведений, но и концерты для сравнительно небольшой аудитории. У нас сто сорок мест для слушателей, а если использовать еще и места, предназначенные для хора, то общее количество зрительских мест увеличивается до двухсотпятидесяти. Запись «живых» концертов – это событие всегда достаточно интересное, потому что музыканты исполняют произведение только один раз, и нет возможности, как во время звукозаписи, переписать заново не получившиеся фрагменты. Ощущение сиюминутного творчества - здесь и сейчас - создает особую атмосферу. Акустика этой студии нас вполне устраивает. Необходимо реконструировать аппаратную, заменить устаревшее оборудование, одним словом, сделать аппаратную такой, чтобы там можно было записывать музыку в современных звуковых форматах – в формате «окружающего звука», так называемого surround sound, это позволяет использовать для записи звука не два канала, как в стереофонии, а пять и более каналов одновременно. Технология записи звука в формате surround sound сегодня чрезвычайно популярна во всем мире и востребована слушателями. Впечатление от прослушивания музыки в этом формате дает впечатление не сравнимое, скажем, с стерео. Сегодня вся выпускаемая современная аудиотехника имеет возможность воспроизводить «окружающий звук».

- Пятая студия построена, я знаю, по так называемой технологии «коробка в коробке». Расскажите подробнее, что это такое.

Это уникальное инженерное решение. Принцип постройки состоит в следующем: сперва строится обычное здание с фундаментом, стенами, потолком, затем внутри этого здания строится второе, меньшее по размерам, которое полностью изолировано – крепится на гигантских пружинах. Эта технология позволяет снизить до минимума уровень внешнего шума, что чрезвычайно важно при аудиозаписи. Для примера скажу, что Первая студия построена не по принципу «коробка в коробке», а по принципу двойных стен. Что это такое? Рядом с основным зданием строится здание студии, которое стоит на отдельном фундаменте, стены двух зданий не соприкасаются, что исключает проникновение шумов из основного здания в студийное. Однако, большая проблема заключается в том, что в помещение звукозаписи проникают шумы через фундамент – под зданием проходит линия метрополитена, и через равные промежутки времени слышен отчетливый звук подземной железной дороги. Пятая студия, построенная по принципу «коробки в коробке», от внешних шумов надежно защищена. Стоит обратить внимание и на то, что эта студия имеет огромный объем – 8 тысяч кубических метров и является одной из крупнейших в Европе. Параллельно с технической реконструкцией Пятой студии мы планируем провести и ее косметический ремонт.

- В чем будет заключаться техническая реконструкция Пятой студий?

- Мы планируем создать несколько монтажных аппаратных, оснащенных по последнему слову техники. При этом новые монтажные аппаратные будут эффективно работать только в том случае, если нам удастся провести реконструкцию Первой и Пятой студий. В проект реконструкции мы, в частности, закладываем компьютерную запись и последующий монтаж на звуковые цифровые станции. В планах также - приобретение передвижной звуковой станции. Это особенно актуально с точки зрения обеспечения звуковым материалом радиостанции «Культура». Формат радиостанции предполагает трансляцию «живых» концертов, а для этого необходимо либо иметь собственную передвижную звуковую станцию, при помощи которой можно делать трансляции или записи по трансляции. Передвижная звуковая станция – это наши более отдаленные планы, первоочередная задача – реконструкция наших студий.

- Какие наиболее ответственные за звук технические решения будут приняты во время этой реконструкции?

- В процессе реконструкции мы планируем приобрести новые современные микрофоны, потому что от качества микрофонов, их технологических характеристик, их многообразия во многом зависит качество звукозаписи. Чем обычно хвастаются владельцы студий звукозаписи? Хвастаются, во-первых, объемом студии, ее площадью. Эта характеристика говорит о том, сколько исполнителей одновременно может записываться. Следующая привлекательная характеристика любой студии – набор микрофонов, которыми она оснащена. Современный высококачественный микрофон – это сложнейшее техническое устройство. Чтобы иметь возможность записывать звук с максимальным приближением к оригиналу, необходимы высококачественные микрофоны. Сегодня мастерство изготовления микрофонов, как и мастерство изготовления некоторых музыкальных инструментов, частично утрачено. Многие звукорежиссеры с большим стажем работы считают, что современные микрофоны уступают своим предшественникам, это объясняется тем, что сегодня микрофоны изготавливаются на конвейере, когда как раньше их собирали вручную, делая это, что называется, с душой. И, наконец, третьим параметром, на который обращает внимание исполнитель и продюсер, выбирая студию звукозаписи, - это микшерный пульт. Микшерные пульты выпускаются в широком технологическом и ценовом диапазоне: есть микшерные пульты, которые стоят сто долларов, а есть микшерные пульты, которые стоят миллион долларов. Мы планируем приобрести пульты одной из ведущих английских компаний. Эти пульты – штучное производство, и фирма изготавливает в среднем один аналоговый пульт в месяц. В звукозаписывающих студиях мира таких пультов – единицы.

- Вернемся к реконструкции Первой студии ГДРЗ...

- Реконструкция Первой студии - в более отдаленных планах ГДРЗ. По акустике эта студия даже лучше, чем Пятая, хотя и уступает ей по площади – 420 квадратных метров. это всего на двадцать квадратных метров меньше, чем знаменитая студия "Эбби Роуд" в Англии, где пишутся фонограммы ко всем знаменитым фильмам, начиная с «Титаника». Все зарубежные специалисты звукозаписи, которые у нас побывали, признают, что наша Первая студия по акустике превосходит знаменитую английскую студию. Техника Первой студии, конечно, морально устарела, мы планируем оснастить ее оборудованием, позволяющим записывать звук в формате surround sound. Студийная аппаратная также нуждается в кардинальной реконструкции. Короче говоря, для того, чтобы выйти на мировой уровень звукозаписи, нам необходимо прежде всего техническое переоснащение.

- Что изменилось для ГДРЗ с вхождением в состав ГТРК «Культура»?

- Когда было принято решение о создании ГТРК «Культура», это решение можно воспринимать по-разному, но нам удалось возродить для телевизионных целей заброшенные Седьмую и Восьмую студии, которые столько лет вообще не использовались. У «речевушек», которые были разбросаны по всем этажам, у старых монтажных тоже началась новая эффективная жизнь. Нам остается только радоваться, что был проведен ремонт и реконструкция здания, техническое переоснащение студий и что сюда въехал телевизионный канал. Впереди у нас еще, конечно, много работы. Необходимо завершить ремонт и восстановление студий. Третью студию мы планируем приспособить для нужд нашего радио «Культура», которое недавно было создано. Планируется запустить литературно-драматическую студию, где будет так же возможность озвучивать телепрограммы. Первую студию планируем оборудовать в формате 5.1. У нас работает уникальная группа звукорежиссеров, это профессионалы высочайшего класса, пользующиеся авторитетом не только у нас в стране, но и за рубежом.

- Каковы темпы реконструкции?

- Реконструкцию студий звукозаписи мы готовы начать в любой момент. У нас готов полный комплект технической документации на реконструкцию. Дело стало за немногим – за деньгами. Средств на нашу реконструкцию потребуется достаточно много, впрочем это относится не только к звукозаписи, но и к нашей компании в целом, потому что на сегодняшний день выполнен только первый этап, который включает в себя запуск вещательного телекомплекса, переоборудование небольшого количества студий – и все. Впереди у нас широкомасштабные работы по реконструкции и переоборудованию звукозаписывающих студий. Поэтому нам необходимо оборудовать современную аппаратную, в которой можно было бы правильно контролировать звуковую многоканальную картину: создать определенную акустическую обстановку, установить вместо двух микрофонов, пять, правильно их настроить и так далее. Построить такую аппаратную – задача не тривиальная, требующая большого опыта и мастерства.

- Специалисты ГДРЗ сотрудничают по вопросам озвучивания эфира с телеканалом «Культура»?

- Да, и весьма активно и плодотворно. ГТРК «Культура» - это уникальная форма взаимодействия телевидения, радио и звукозаписи, когда все три направления деятельности компании нацелены на общий результат. Студии звукозаписи уже сегодня активно задействованы в телевизионном процессе. Руководство телеканала «Культура», главный редактор Татьяна Олеговна Паухова с готовностью сотрудничают с нашими специалистами-звуковиками. Современное телевидение, и сегодня в этом не надо никого убеждать, это не только первоклассное изображение, но и качественный звук. Раньше звук на телевидении был второстепенным и носил название звуковое сопровождение. Сегодня отношение к звуку на телевидении изменилось кардинально. Наши специалисты контролируют звук на телеканале. Благодаря участию наших специалистов, телеканал «Культура» выходит на спутник в стереозвучании и в скором времени будет выходить в так называемом «цифровом формате» по звуку. Это задача, поставленная перед всеми нами генеральным директором ГТРК «Культура» Александром Сергеевичем Пономаревым, не выполнима только силами одного телеканала без участия специалистов ГДРЗ. Благодаря работе наших специалистов звук на телеканале «Культура», и это отмечается и руководством ВГТРК, и профессионалами, и телезрителями, стал значительно лучше, чем был до объединения. Специалисты ГДРЗ в отношении звука не знают себе равных.

- Сколько будет стоить реконструкция ГДРЗ?

- На самом деле сумма не столь велика, учитывая объем работ и необходимое качество – всего шесть миллионов долларов. Могу сказать без ложной скромности, что на сегодняшний день нам нет равных по звукозаписи – такими студийными возможностями никто не обладает. Наш партнер – «???» - это тоже гарантия качества и коммерческого успеха.

- Что вы имеете в виду?

- Дело в том, что можно сделать шикарные, первоклассные студии звукозаписи, с превосходными техническими характеристиками, но если не будет использован бренд, что работы произвела фирма- лидер «???», то количество заказов будет существенно меньшим. Любой клиент, который начинает изучать рынок предложений, выбирает проверенное и гарантированное качество. Когда мы вели переговоры с японцами, голландцами, которые хотели бы записаться у нас, то первый вопрос, который задают клиенты – это параметры студии, и если оснащение выполнено мировым лидером английской фирмой «???», вопросов не возникает.

- Сколько времени займет реконструкция?

- Скажем, на реконструкцию Третьей студии со всем ремонтом, поставкой оборудования, техническим переоснащением, с созданием спецэффектов – шумовой дорожкой, гравием и прочим, одним словом, со всем, что необходимо для записи литературно-драматических программ, потребуется полгода. Для переоборудования Пятой студии, думаю, хватит четырех месяцев.

- Затраты окупятся быстро?

- Конечно. Звукозапись во всем мире – высокодоходный бизнес. И сегодня, технический комплекс на Пятницкой, где оказываются коммерческие услуги радиостанциям, приносит дохода более трех с половиной миллиона долларов в год. Звукозапись сегодня приносит нам не большие дивиденды, но тем не менее, это уже доходная область деятельности нашей компании. Прибыль сегодня составляет порядка сорока процентов. Но это только начало.

- Расскажите подробнее о комплексе на Пятницкой.

- Если говорить о Доме радио на Пятницкой, то это и сегодня прибыльное предприятие. Кстати говоря, мы были одними первых, кто создал негосударственные радиостанции – это «Ностальжи», «Радио 101», потом – «Открытое радио», «Народное радио», «Авторадио»… Мы предоставляли услуги и государственным и коммерческим радиостанциям, но если вначале финансово выгоднее было негосударственное радиовещание, то через какое-то время, наоборот, государственные радиостанции стали регулярно платить деньги, а у частных радиостанций возникли серьезные финансовые проблемы. Нам стало финансово выгодно предоставлять услуги связи государственным радиовещателям.

- Каковы перспективы после окончания намеченной реконструкции?

- На сегодняшний день, убежден, у ГТРК «Культура» - лучшие перспективы на медийном рынке. Создан уникальный мультимедийный холдинг, объединяющий телевидение, радио и звукозапись. Назовите мне компанию, которая имела бы сегодня такие широкие возможности. Таких компаний больше нет! Такими ресурсами, таким потенциалом как ГТРК «Культура» не обладает сегодня никто. Посудите сами: звукозаписывающие студии, которые не имеют себе равных в Европе, самая современная ПТС, уникальный радиовещательный дом на Пятницкой!

- Не опасаетесь конкуренции других крупных звукозаписывающих центров, скажем, Международного дома музыки?

- Что касается ММДМ, то он нам не конкурент. Да, там красивый зрительный зал, но акустика там отсутствует как таковая, все жалуются и исполнители и зрители: сидишь, казалось бы, в первых рядах, а ничего не слышно! Что касается студий звукозаписи ММДМ, то пока это только бетонные коробки, когда и что будет построено – время покажет. Если сделают классные студии, то дай Бог. Конкуренции нам пока бояться не приходится, на сегодняшний день наши студии звукозаписи, как я уже говорил, лучшие в Европе. И честно говоря, такое масштабное и дорогостоящее строительство было возможно только во времена Советского Союза – сегодня таких денег на строительство и оснащение студий не найти. К сожалению. Так что правильнее и дешевле – реставрировать и оснастить современной техникой те студии, которые уже есть – студии звукозаписи ГТРК «Культура».

- Итак, как бы вы сформулировали стратегическую задачу, стоящую сейчас перед Домом звукозаписи?

- Глобальная задача – полностью провести модернизацию звукозаписывающих студий и добиться того, чтобы лучшие отечественные и мировые исполнители писались у нас.


Струнный дивертисмент
В гостях Пятой студии - Илья Иофф и струнный ансамбль «Дивертисмент»


«Фонограф-джаз-трио» в Пятой Студии
12 февраля на Малой Никитской прозвучала новейшая версия «Времен года» П.И. Чайковского

Народный и академический
На новом CD, выпущенном Радио «Культура», представлены записи Государственного Академического оркестра русских народных инструментов под управлением Н. Некрасова.


Четыре лауреата Конкурса Чайковского на наших CD
Мы закончили выпуск серии компакт-дисков, представляющей творчество лауреатов XII Международного конкурса им. П.И. Чайковского. В серию вошли записи четырех музыкантов-лауреатов, которым ГТРК "Культура" вручила специальный Приз.


Вышел новый CD Николая Петрова и Александра Гиндина
Программа нового диска посвящена переложениям для двух фортепиано сочинений Баха, Моцарта и Листа.



© 2017 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2017. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.gdrz.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.gdrz.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: cultcorp@rfn.ru. Реклама на сайте: ad@rfn.ru